«Хумрот» от незнания

Приближается Песах и, как мы знаем, в Песах принято очень устрожать все законы, применять много «хумрот». Я не говорю в данном случае о предпасхальной уборке: все уже давно понимают, что бОльшая ее часть не имеет прямого отношения к заповедям. Но и в течение всего праздника мы постоянно сражаемся с различными «хумрами», не едим «маца ашира», «китнийот» и т.п. Наш учитель рав Стриковский рассказывал, что рав Соловейчик и рав Файнштейн на седере применяли самые строгие «шиуры» всего: съедали самый большой шиур мацы за самый маленький шиур времени. Наверное, такие великие люди могут это делать и одновременно рассказывать новое об Исходе и чувствовать себя вышедшими из Египта, но получится ли это у других?

Мы только что учили в «даф йоми» (Эрувин 6б-7а) обсуждение, можно ли и стОит ли все законы выполнять по самому устрожающему варианту. Там было сказано, что тот, кто от разных галахических систем (там говорилось о доме Гиллеля и доме Шамая) берет только облегчающие мнения, — это злодей, а тот, кто берет от обеих систем только устрожающие, — это «глупец, бродящий в темноте». Впрочем, потом гемара приходит к выводу, что можно брать на себя «хумрот» и от разных мнений, если они друг другу не противоречат.

Важно, конечно, чтобы «хумра» в одном не стала «кула» для другого. Известен ответ рава Хаима Соловейчика на вопрос, почему он так «легко» относится к законам Шабата в случаях, когда речь идет о больном. Рав Хаим ответил: просто я очень «строго» отношусь к человеческой жизни. Конечно, важно, быстро жуя мацу, не забыть хорошо рассказать об Исходе. Многочисленные ашкензские «хумрот» в отношении пасхальной еды не должны разъединять людей и уменьшать (и так-то хромающее) единство народа. Также и в других областях это нередко приводит к подобноиу эффекту.

Мало знающие, но стремящиеся скрупулезно выполнять заповеди люди, нередко впадают в никому не нужные и вредные «хумрот». Мы сами когда-то в Москве, когда только начали соблюдать кашрут, считали, что если по ошибке тарелку помыли не той тряпочкой, ее уже надо выбрасывать или кошеровать. Поскольку большинство тарелок не кошеруется, завели себе сначала железные миски, похожие на собачьи, чтобы их можно было кошеровать. И тут к нам приехал рав из Америки, «даян» и «посек», и выснилось, что есть очень много обстоятельств, которые могут «спасти» неправильно помытую тарелку. Скорее даже трудно сделать так, чтобы тарелка от мытья стала некошерной. Рав этот совсем не склонен был «облегчать», он просто много знал. И мне кажется, можно разделить «хумрот» на «хумрот» от богобоязненности и учености, и на «хумрот» от незнания и попытки заменить ими учебу. Такой человек и вправду, мне кажется, «глупец, бродящий в темноте».

Счастливого Песаха всему Израилю – и, конечно, кошерного!

Запись опубликована автором Мирьям Китросски в рубрике Еврейская актуалия с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Мирьям Китросски

Мириам (Марина) Китросская, родилась в 1957 г в Петербурге (тогда Ленинград), с 1978 года жила в Москве, замужем за Леви Китросским. 7 взрослых детей и один внук. Училась на факультете иностранных языков, не закончила из-за отъезда в Израиль в 1987 году. С 1979 по 1987 год была активисткой алии и еврейского образования в подпольном кружке в Москве. Работает в "Маханаим", преподаватель, редактор и переводчик. Среди наиболее важных переводов: "Еврейское Право" Менахема Элона (частично), "Новые исследования книги Шмот" Нехамы Лейбович (частично), 3 книги Элиэзера Берковича: "Вера после Катастрофы", "Бог, Человек и История", "Не на Небесах".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *