В комментарии одного из участников блога на мой пост «Строительство молодых…» сказано о царе Шломо:
«Шломо раздул до невозможного государственный аппарат. Ради великой цели. Жены — дипломатия, заключение мира. Налоги…»
В ответ я решил вернуться к образу этого царя.
Давиду не пришлось построить Храм из-за того, что ему пришлось вести войны. Сын его Шломо получает царство в спокойных границах и царствует, не имея надобности в войне. Он мудро поддерживает мир, а главное, строит Храм. Это был период благоденствия, которого не было ни до, ни после. Но вот, что происходит на фоне этих замечательных достижений:
«И породнился Шломо с Паро, царем Египетским, и взял дочь Паро; и он привел ее в город Давида, пока не закончит он строить дом свой, и дом Г-сподень, и крепостную стену вокруг Йерушалаима». (Млахим I 3:1)
Этот поступок, по мнению мудрецов, имел далеко идущие последствия…
«В тот час, когда Шломо женился на дочери фараона, спустился ангел Гавриэль и воткнул посреди моря тростинку, вокруг которой образовалась отмель, и со временем вырос остров, на котором построен большой город Рим». (Шабат 56 б)
Мудрецы определяют, что царю, в отличие от простого еврея, нельзя взять больше 18-ти жен, а у Шломо было 700 жен и 300 наложниц.
«(11) И сказал Г-сподь Шломо: за то, что это было с тобой, и не соблюдал ты завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну царство от тебя и отдам его рабу твоему. (12) Но во дни твои не сделаю Я этого ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его. (13) Однако не все царство отторгну: одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Йерушалаима, который Я избрал». (Млахим I 3:11-13)
И в завершение привожу сокращенный отрывок из очень непростой статьи рабби Цадока из Люблина (из книги «Цидкат а-Цадик»):
Точно так же, как корень всего хорошего – вера, с которой начала Тора: «Я – Господь Бог твой…», не в повелительной форме,… так и корень всякого зла – насмешничество, являющееся противоположностью веры, подвергая всё осмеянию. И в этом смысл того, что «начало народов Амалек…». И противоположность ему – мудрость царя Шломо, сказавшего (Коэлет 2:2): «О смехе сказал я…». Ибо вся его мудрость была в соединении истины и веры… Уровень царя Шломо – быть прилепленным к Всевышнему и без знаний, и без мудрости и активных стараний путём заповедей и добрых дел, и всю свою мудрость он получил во сне – в то время, когда знание полностью отсутствует! (Цидкат а-цадик, 259)
Получается неожиданная картина. Мудрость Шломо отразили первые строки книги «Коэлет». Шломо написал три книги, вошедшие в Танах: «Песнь песней»– гимн любви; «Притчи» – мудрые мысли; «Коэлет» –плод зрелых размышлений. Он начинает «Коэлет» со слов о том, что все призрачно, несущественно (הבל הבלים). Шломо обладает мудростью большей, чем у любого другого обитателя этого мира, и он видит, что этот мир – это мир лжи (עלמא רשיקרא). В чем лживость этого мира? В том, что он (мир) делает вид, что существует что-то, кроме Творца. И рабби Цадок пишет, что Шломо действует не путем практических дел, заповедей. Мы действительно не видим Шломо в этом. Он царствует, покоряя своей мудростью. А в чем эта мудрость? Он видит сквозь призрачную оболочку этого мира скрытый в нем корень правды.
По материалам уроков Зеева Дашевского.
Годовой курс д-ра Зеева Дашевского на тему: «Царство Йегуды и Исраэля»
Желающих записаться на этот курс просим связаться с координатором проекта Полиной Брустиной, по телефону 054-6658901, 02-6256006, или по е-мейлу polina.brustin@gmail.com