Об этике и политике, взгляд на иудаизм Эмманюэля Левинаса

На фоне событий в Одессе и недобрых предчувствий событий грядущих сложно высказывать в публичном пространстве что-то, кроме скорби и соболезнований… Но время идет. Ниже — об этике и политике, взгляд на иудаизм Эмманюэля Левинаса.
В трактате «Бава мециа» (83б) рассказывается, что рабби Эльазар, сын рабби Шимона встретил как-то раз человека, должность которого состояла в том, чтобы ловить воров. Спросил его р. Эльазар:
– Как ты ухитряешься их ловить, разве не уподоблены воры зверям?.. Может, ты хватаешь праведников, а злодеев упускаешь?
Ответил ему тот:
– Что же мне делать? Таков указ царя.
Сказал ему р. Эльазар:
– Давай научу тебя как поступать… — и научил.

Прослышали об этом в царском доме и сказали:
– Кто в кони пошел, тот и воду возить.
Привели р. Эльазара б. р. Шимона ко двору и поручили ему ловить воров.

Попросил передать ему р. Йехошуа б. Карха такие слова:
– Уксус, сын вина! До каких пор ты будешь предавать смерти народ Бога нашего!
Передал тот в ответ:
– Колючки я уничтожаю в винограднике.
Передал ему р. Йехошуа б. Карха:
– Придет хозяин виноградника и сам уничтожит колючки!

Однажды встретил рабби Эльазара некий сукновал и назвал его «уксус, сын вина». Подумал рабби Эльазар: «Если настолько нагл он, значит – злодей». И приказал: «Схватите его!». Схватили того. Когда успокоился рабби Эльазар, пошел выкупать сукновала, но не смог этого сделать… Повесили сукновала. Стоял рабби Эльазар под деревом, на котором повесили того, и плакал.
Люди успокаивали рабби Эльазара, рассказывая, что сукновал повинен в смертных грехах. И все же не находил себе покоя рабби Эльазар…

Эмманюэль Левинас посвятил одну из своих лекций на ежегодном коллоквиуме еврейских интеллектуалов анализу этого фрагмента. Он озаглавил ее «Иудаизм и революция». Не претендуя на полноту изложения лекции Левинаса, обозначим несколько высказанных им идей.
Довольно много места Левинас уделяет диалогу между р. Йехошуа б. Карха и р. Эльазаром. Левинас усматривает в нем полемику относительно возможности насилия во имя лучшего общества, спор этики и политики, который становится особенно острым, когда речь идет о еврейском народе, народе Бога. Для Левинаса быть евреем, принадлежать избранному Богом народу означает быть чем-то наиболее хрупким и наиболее преследуемым в мире, но вместе с тем нести ответственность за весь мир, включая ответственность за преследователей. В отличие от социалистической идеи освобождения пролетариата из под гнета, иудаизм стремиться к гораздо более глубокой трансформации общества, ведущей к искоренению не конкретного зла, а зла как такового. В этом смысле народ Бога – это символ преследуемого ненасилия. Можно ли, в таком случае, направлять политические средства, пусть имеющие целью революционные изменения, против этого народа? Оправдано ли применение насилия к тому, кто символизирует собой ненасилие и стремиться положить конец всякому насилию? Более того, имеет ли кто-то право именем всеобщей политики попирать законы этики, которые несет в мир избранный народ. Может ли себе позволить человек сопрягать (или не сопрягать) судьбу Израиля с судьбой мира?
Комментируя возражение р. Эльазара («Колючки я уничтожаю в винограднике»), Левинас опирается на Маѓаршу, согласно которому р. Эльазар говорит, что вино скисло и превратилось в уксус потому, что таков виноградник. Следовательно, если обработать виноградник, то и вино не будет скисать. Р. Эльазар не боится насилия, он идет до конца в своем стремлении исправить мир. Но имеет ли он на это право?..
В то же время Левинас понимает, что возможна и несколько иная расстановка акцентов в споре, где р. Эльазар выражает социально активную, непримиримую позицию, а р. Йехошуа б. Карха – пассивную, снимающую ответственность: дескать, не нам строить Израиль, будем ждать мессию. Левинас предпочитает постановку вопросов ответам на них. Однако, несомненно, пафос его лекции в том, что идеал иудаизма не ограничивается решением социальных проблем. Помимо социального и экономического отчуждения, человек в этом мире подвержен и иному типу отчуждения, который не может быть преодолен никакой революцией. Преодоление этого отчуждения и есть миссия избранного народа. Какими же средствами можно решить эту задачу?..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *