К оглавлению книги Э.Берковича "Вера после Катастрофы"Примечания
Примечание к предисловию
1 Ирмеягу говорит здесь о тех людях, которые возлагают слишком большие надежды на Храм. Государство Израиль (если его можно уподобить Храму), конечно, не является самоцелью. Но, по мнению автора, в современных условиях от сохранения государства Израиль зависит существование еврейского народа, вечность которого гарантирована Всевышним* (Примечания, отмеченные звездочками, принадлежат редактору).Примечания к первой главе
2 Цитируется по книге Артура Д.Морса "Когда погибли шесть миллионов. Хроника американской апатии" (Нью-Йорк, 1967), с. 30.8 А.Морс "Когда погибли шесть миллионов. Хроника американской апатии", с. 263 (имеется в виду законопроект об изменении иммиграционной квоты).
14 Цитируется по книге Гюнтера Леви "Католическая церковь и нацистская Германия" (Нью-Йорк, 1964), с. 100.
18 Цитируется по книге М. Вайсманделя "Мин hа-мецар", с. 24.
20 А.Тойнби "История о истории", т. 9, с. 433.
21 Г.Леви "Католическая церковь и нацистская Германия", с. 274.
22 К.Шабтай "Как овцы на заклание? Миф о трусости" (Нью-Йорк -Тель-Авив, 1963).
23 Так называют себя на иврите уроженцы Израиля*.
24 Х.Арендт "Эйхман в Иерусалиме" (Нью-Йорк, 1964).
25 К.Шабтай "Как овцы на заклание? Миф о трусости", с. 54.
26 "Записки из Варшавского гетто" (Нью-Йорк - Торонто - Лондон, 1958), с. 273, 274.
27 Б.Беттельгейм "Информированное сердце" (НьюЙорк, 1964.)
Примечания ко второй главе
1 Чья власть - того и религия (лат.)*.2 С точки зрения вечности (лат.)*.
Примечания к третьей главе
1 Иов, 42:5,6.2 Цитируется по книге Альбера Камю "Сопротивление, восстание и смерть" (Нью-Йорк, 1961), с. 32.
4 Цитируется по книге Леона Полякова "Урожай ненависти" (Сиракузы, 1954), с. 214.
5 Альбер Камю "Чума" (НьюЙорк, 1957), с. 231.
6 Л.Поляков "Урожай ненависти", с. 222.
7 Дварим, 6:4. Отрывок из молитвы "Шма", которую евреи читают ежедневно утром и вечером*.
Примечания к четвертой главе
1 Иешаягу, 51:17.6 Вольтер осмеял "Теодицею" Лейбница в своем сатирико-философском романе "Кандид" (1759)*.
14 Хотя некоторые мудрецы и считали, что абсолютная справедливость будет достигнута в мире грядущем: злодеи получат по заслугам, праведники будут вознаграждены (см., например, Кидушин, 39б).
30 "В день благой - радуйся, а в день несчастья - узри: и то и другое сделал Бог, как говорят, для того, чтобы человек ничего не мог постичь после Него" (Коэлет, 7:14). Это трудное место из пророка Коэлета (Екклесиаста) невозможно правильно понять без традиционных комментариев*.
Примечания к пятой главе
1 Иешаягу, 43:12.10 Приводится в обратном переводе с английского*.
Примечания к шестой главе
1 Иешаягу, 2: 3, 4.3 См. там же, 43:21; 44: 2, 21.
5 Разумное основание, смысл (франц.)*.
9 Эксиларх (рош а-гола) - глава еврейской общины в Вавилонии и других странах рассеяния во втором - тринадцатом веках*.
Примечание к эпилогу
1 Вспомните привычное советским евреям: "Убирайтесь в свой Израиль!"*