МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


К оглавлению

ОТ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА

Русскоязычному читателю уже известны работы одного из крупнейших современных еврейских мыслителей, рабби Йосефа-Дова Соловейчика "Одинокий верующий человек" (издательство "Амана" Иерусалим), 'Голос Любимого зовет" и "Община Завета' ("Швут Ами" Иерусалим) целый ряд работ опубликован журналом "Менора" в СССР "Маханаим" опубликовал два сборника статей и конспектов лекций возможно переводилось что-нибудь еще К нашей большой радости потребность в литературе в сфере религиозной мысли постоянно растет.

Предлагаемый Вашему вниманию сборник переводов с английского и иврита создан совместными усилиями издательств 'Амана' и "Маханаим (Иерусалим) Мы надеемся что эта публикация поможет не знакомому с еврейской Традицией читателю увидеть, как она глубока прекрасна и трепетна а человек более осведомленный откроет для себя в подходе р. Соловейчика много ценного и неожиданного

Рабби Йосеф-Дов ha-Леви Соловейчик Шлита родился в 1903 году в местечке Пружаны в Белоруссии. До двадцати двух лет он изучал Тору под руководством своего отца, рабби Моше. Глубокое влияние на рабби Йосефа оказал также его дед, рабби Хаим (известный как рабби Хаим из Бриска), один из руководителей знаменитой Воложинской Йешивы. В 1925 году р. Соловейчик поступил в Берлинский университет, где занимался философией, логикой и математикой. Там он получил докторскую степень за диссертацию по Герману Когену эмирировав в конце тридцатых годов в США, стал главным раввином Бо стона, где проживает и сейчас. После смерти отца в 1941 г. сменил его на посту главы Йешивы рабби Ицхака Элханана и Йешивы-университета в Нью-Йорке. Под его руководством получила образование значительная часть ортодоксальных раввинов современной Америки. Деятельность р. Соловейчика в движении "Мизрахи" и Галахической комиссии Раввинского Совета Америки оказала огромное влияние на жизнь американской еврейской общины. Тем, что р. Соловейчик разрабатывал и излагал идеи классического ортодоксального иудаизма в терминах современной философии, понятной еврейской интеллигенции, зачастую оторванной от своих корней, он поистине "спас поколение", дав нам драгоценную возможность получить представление о собственных истоках.

В заключение остается лишь поздравить читателей, еще не знакомых с творчеством рабби Соловейчика, с тем, что они открывают его для себя, и позавидовать тем, кто знает его лучше нас.

М. Тувин

Д-р И.Бен-Сассон

О РАББИ Й.-Д. СОЛОВЕЙЧИКЕ

У рабби Соловейчика было четыре духовных отечества. Каждое из них — особый этап в покорении духовных вершин. Эти отечества, перечисленные в хронологическом порядке, называются Бриск, Берлин, Нью-Йорк и Бостон.

Бриск — это еврейское местечко, ставшее одним из важнейших центров развития еврейской мысли. В Бриске жили представители одной из важнейших династий раввинов, родоначальником которой был легендарный реб Хаим Соловейчик, прямым потомком которого является и р.Йосеф-Дов Соловейчик. Основной вклад реб Хаима в еврейскую религиозную философию — создание и развитие новой системы исследования талмудических текстов. Ее можно назвать концептуальным анализом. Основа его — выделение системных концепций как инструмента анализа. Впоследствии эта система стала краеугольным камнем в построении духовного мировоззрения р. Соловейчика. Эту систему он использовал во всех видах своего философско-религиозного творчества, хотя в начале его творческой деятельности она применялась исключительно к Галахе — то есть еврейскому законодательству.

Философская система, которой придерживается р. Йосеф-Дов Соловейчик, была унаследована им от предков — крупнейших раввинов Бриска. Под влиянием своих духовных отцов р. Соловейчик разработал эту систему, так называемую "типологию", т.е. формирование конспекта идей в форме эскиза "высшего типа личности". Этот подход идеализирует образ религиозного логика, "Человека Галахи" (@wia hhlkh#). "Человек Галахи" — учитель народа. Учение его абсолютно экзотерично. Сам же "закон логики", как экзотерический, так и эзотерический, принадлежит всему народу и не является собственностью избранной группы людей.

Берлин, как вторая вершина становления р. Соловейчика, сыграл двойную роль в его жизни: общественную и духовную. Берлин той эпохи символизировал общественно-духовный универсальный центр. Иными словами, центр европейской цивилизации, центр науки, культуры, общественной жизни.

В Берлине р. Соловейчик получил академическое образование. Он изучал философию, специализируясь на неокантианстве. Неокантианство, в особенности в своих философско-математических теориях, придерживается научно-идеалистической онтологии: научная картина действительности является совокупностью идеальных конструкций и символов, то есть "построением миров" в форме системы определений, понятий и теорем, являющихся наукой идеального мира. Этот неокантианский ход мысли, которому р. Соловейчик научился в Берлине, является одной из главных особенностей его учения. В общей сложности обе эпохи в жизни р. Соловейчика привели к слиянию двух фи лософских систем: еврейской концептуально-аналитической и берлинской школы неокантианского мышления, которые в своей совокупно сти сформировали подход р. Соловейчика, с помощью которого он в дальнейшем исследовал еврейское законодательство.

Духовная жизнь в Берлине сильно повлияла также на общественную жизнь р. Соловейчика. Этот период обогатил духовный мир р. Соловейчика встречей и первой конфронтацией с общественным и культурным миром Германии: с одной стороны — атмосфера утонченной, развитой и самоуверенной западной культуры, с другой — еврейский интеллектуальный мир в обоих аспектах: традиционно-ортодоксальном и ассимилянтско-гуманистическом. Это знакомство с общественной действительностью Западной Европы, общей и еврейской, сформировало двойственное отношение р. Соловейчика к этой действительности: положительное отношение к традиционно-ортодоксальной еврейской общине и критическое — по отношению к ассимилянтскому гуманизму.

Нью-Йорк — это приближение к экзистенциализму, конфронтация с общественной концепцией "нового мира". Нью-Йорк является духовным, философским, общественным и культурным центром нового мира. В этот период в Америке существовали две основные философские системы: философия экзистенциализма, заимствованная из Европы, и чисто американская философская система — инструмента лизм в стиле Дьюи, который явился теоретической базой американского общественного динамизма. Такой практический подход был реакцией на чисто теоретически-интеллектуальный подход и рассматривал человека как субъекта в его конкретном состоянии. Будучи в Нью-Йорке, р. Соловейчик не раз обращался к этой философии. В практическом аспекте жизни в Нью-Йорке преобладала общественно-материалистическая концепция, выработанная практическим американским оппортунизмом. С помощью техники американское общество пыталось приобрести власть в материальном мире. Инструментализм, являющийся базой для этой действительности, придерживается мнения, что мышление и знание истины являются продуктом человеческой деятельности и ее инструментом.

Еврейство Америки, как и вся остальная Америка, также практиковало инструментализм в своей материальной и общественной жизни. И хотя р. Соловейчик не принадлежал к этому еврейскому миру материального инструментализма, он постоянно прислушивался к мнению людей "с улицы" и был хорошо осведомлен о происходящем вокруг него. Воспринимал же он все через призму своей духовности.

В то же время р. Соловейчику открылся и другой еврейский мир, который создавался в еврейском государстве. Этот новый мир соответствует вере в высокую миссию еврейского народа, и философская теория р. Соловейчика полностью отвечает действительности и ее духовно-историческим корням.

Бостон — сфера мистического бытия, четвертая из вершин философских постижений р. Соловейчика, символизирует его личные философские изыскания и внутренние душевные конфронтации, которые привели, с одной стороны, к критической позиции по отношению к чистому философскому интеллекту, который основывается на сугубо человеческом мышлении, с другой — усилили мистический оттенок в философском мышлении р. Соловейчика.