МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению "Предисловия и примечания к изданию Торы с комментарием Сончино"

Комментарий Сончино. Примечания к книге Дварим

Раздел Д.
Брак, развод и положение женщины с точки зрения иудаизма

Брак
Законы заключения брака
Развод
Положение женщины в иудаизме

Брак

Значение брака.
Функции брака.

   Значение брака. Брак рассматривается не как договор между мужчиной и женщиной, имеющий значение только для них, но как союз, при заключении которого возникает элемент святости. С того момента, когда мужчина передает женщине какой-либо предмет (обычно - кольцо) с целью установить с ней союз и она выражает свое согласие, принимая дар, союз приобретает статус святости и его нарушение превращается в преступление не только против человека, но и против Творца. Пока человек не вступил в брак, он считается как бы не до конца сотворенным, т. е. не раскрывшим все те потенциалы, которые заложены в нем с момента рождения, но могут найти свое выражение только в том случае, если он найдет соответствующую ему пару. Это относится не только к умению работать, заботиться о семье и раскрыть для себя все положительные спектры эмоционального мира, но и к обретению собственного достоинства, осознанию святости жизни и постижению высших аспектов Торы, уходящих корнями в ее мистические пласты. Самые абстрактные представления могут развиться только на основе семейных отношений, на умении проявлять любовь ежедневно в радостные и в тяжелые моменты жизни. С точки зрения Торы, заключение брака представляет собой не только исполнение повеления Всевышнего, переданного народу через Моше, но и как осуществление Божественного плана, воплощение которого началось в момент Творения и всякий раз, когда человек, оказавшись достойным участия Божественного Провидения в его судьбе, находит предназначенную ему свыше пару, реализуется более полно.
   Те, кто видят в законах еврейского брака только лишь правила по урегулированию отношений между людьми, подобные соответствующему разделу гражданского кодекса цивилизованных стран, не могут претендовать даже на частичное понимание института брака в иудаизме. Следует различать понятия брака и брачного контракта, защищающего права женщины и гарантирующего ей средства существования в случае развода, а также обязывающего отца материально обеспечивать своих детей вплоть до достижения ими совершеннолетия. Брак и брачный договор отражают две стороны жизни, которые иудаизм всегда стремится максимально сблизить: материальные и духовные аспекты. Как и в других случаях, высокая духовность, характерная для союза мужчины и женщины, не исключает обязанности заботиться о материальных аспектах. Материальные и формальные стороны часто скрывают от стороннего наблюдателя или исследователя сущностные аспекты, пренебрежение которыми при рассмотрении понятий иудаизма дает неверное представление и искаженную общую картину. Брак, как договор, отличается от любого торгового соглашения или условий передачи имущества одного человека другому тем, что он заключается по строго определенным правилам, которые не могут быть изменены даже по взаимному желанию обеих сторон. Обязанности супругов определяются Божественным законом. Во многом это распространяется и на имущественные обязательства мужа по отношению к жене и на права жены на материальные ценности. Имущественные отношения, возникающие при заключении брака, во многом определяются желанием сторон, но принципиальные права и обязанности супругов даже в материальной сфере жизни не могут быть изменены, они диктуются законом Торы. Неумение разделить понятия брака и брачного договора и увидеть в самом брачном договоре элементы святости привело такого мыслителя как Гегель к грубой ошибке: он объявил, что отношение к браку как к акту, обладающему святостью или рассмотрение его как чисто секулярного аспекта жизни - личное дел каждого человека.
   Функции брака. Можно выделить две основные функции брака: (а) продолжение рода; (б) установление взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
   (а) Обязанность построить дом, создать семью и привести в мир новые души рассматривается мудрецами как первая из 613-и заповедей Торы, которая приводится в первой же главе Пятикнижия: "Плодитесь и размножайтесь..." (Брейшит, 1:28). Просвещенные народы древности не были в состоянии понять, почему религиозная система должна отводить одно из центральных мест детям, требовать умножения их числа и рассматривать воспитание малолетних как священную обязанность. Тацит назвал религиозным предрассудком общее для всех евреев правило не убивать детей. Для него было не только непонятным, но и смешным то, что "у них убийство любого ребенка считается преступлением". Это замечание, брошенное вскользь, проливает новый свет на морально-психологические основы общества, построенного по греческому или римскому образцу, и заставляет содрогнуться от ужасной картины постоянного безжалостного уничтожения своих же детей, которая возникает перед глазами у всякого, кто впервые знакомится с позицией древнего историка. Тацит даже не счел нужным хотя бы немного завуалировать или приукрасить отношение к человеческой жизни своих соплеменников, еще более варварское, чем у животных. Евреи провозгласили, что дети - величайшая самостоятельная и непреходящая ценность, не в современном обществе, воспитанном на идеях Торы, разными путями распространившихся во всем мире, а среди древних народов. "Всевышний, что дашь Ты мне, а ведь я хожу бездетный?!", - воскликнул Авраhам, праотец еврейского народа, выразив чаяния, которые одинаково свойственны и великим мудрецам Торы и простым людям: произвести на свет потомство, способное продолжить дело распространения духовности в мире. Что может дать Владыка всего мира, распоряжающийся Вселенной, если нет сына? Такое отношение Авраhама к детям, продолжающим традицию отцов, осталось у его потомков навсегда. Брак без детей всегда считался трагедией. Во времена Первого и Второго Храмов бездетность считалась веской причиной для расторжения брака по истечении десяти лет. Мудрецы учили, что, глядя на детей, человек может научиться тому, как плохие поступки воспринимать с радостью. Авторитеты хасидизма любили повторять: "Каждый ребенок - это Машиах своего времени". Такое отношение к детям и постоянное внимание к ним объясняет, почему где бы ни жили евреи, детская смертность у них гораздо ниже, чем в среде нееврейского населения (как правило, детская смертность у евреев развитых стран в два раза ниже детской смертности среди неевреев).
   (б) Отношения между супругами, при которых в доме царит мир и любовь, рассматриваются иудаизмом как нечто имеющее самостоятельную ценность. Обязанность достижения и сохранения подобных отношений в семье возлагается на обоих супругов. При этом мужчина должен не только заботиться о материальном благополучии семьи, но и стремиться к постижению Торы, что являетяс залогом не только его духовного роста, но и необходимой основой для развития и воспитания детей. Женщина должна быть помощником мужа. Если мужчина пренебрегает духовной составляющей жизни, она должна помочь ему обрести место среди изучающих Тору. В книге Брейшит женщина названа эзер кенегдо - "помощник, который стоит напротив него". Мудрецы разъясняют, что одно из основных значений этого понятия заключается в том, что, если муж привержен изучению Торы, женщина становится его помощником, а если он устраняется от учения и начинает терять духовный уровень, она становится "против него". Мудрецы считают, что это зависит не от желания женщины, а определено самой природой вещей: женщина дополняет мужчину и содержит в себе все, что недостает ему как в физическом, так и в духовном мире. Но только в браке, который привносит в их отношения святость, мужчина может найти себе помощника во всем. Само название брака в еврейской традиции необычно: кидушин ("освящение"). "Человек должен оставить своих отца и мать и прилепиться к жене", - говорит Тора. Следует отметить, что "прилепиться" к своей паре - это обязанность мужчины, а не женщины. Женщина несет в себе колоссальный потенциал, который мужчина призван раскрыть. Ее духовные силы находят свое выражение через достижения мужчины. Поэтому мудрецы Талмуда говорят: "Если ты хочешь узнать, кто муж, - посмотри на жену". Они имеют в виду, что иногда истинные свойства мужчины трудно определить: никто не знает, является его поведение искренним или притворным, намерения чистыми или извращенными. В этом случае жена может стать разгадкой: ее характер и поведение помогут расшифровать состояние души мужа, т.к. оно во многом зависит от потенциала, заложенного в его жене. Безбрачие отвратительно для иудаизма и если не с точки зрения наказания, то с моральной точки зрения оно приравнивается к такому тяжелому преступлению, как пролитие крови. Это относится как к простым людям, так и к тем, кто посвящает свою жизнь достижению наивысшей возможной для человека святости: тот, кто стремится к святости, должен двигаться в этом направлении, не отрываясь от жизни, привнося наивысшую духовность во все аспекты материального мира. Мудрецы и праведники всегда стремились быть примером для всех мужей и отцов, они считали для себя преступлением повышать голос на жену или не позаботиться о достойном образовании для детей, беспокоясь лишь о собственном духовном росте и постижении Торы. Талмуд утверждает: "Тот, кто живет без жены, не знает добра и пребывает без радости, благословения, помощи и искупления грехов". Тора говорит, что нарушение брачного договора и супружеская измена - самый отвратительный поступок в глазах Всевышнего. Это относится практически в равной степени и к мужчине и к женщине.
  

Законы заключения брака

Моногамия.

   Брак считается заключенным, когда мужчина в присутствии свидетелей передает женщине кольцо с намерением заключить брак и произносит: "Вот ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля". Принятие кольца - согласие женщины вступить в брак. С этого момента она считается замужней женщиной со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями. Сама передача подарка женщине, посредством которой устанавливается брак, называется эрусин ("обручение"). Во всех общинах Израиля принято передавать кольцо женщине под растянутым полотном, талитом или куском плотной ткани (хупа), которые символизируют пространство принадлежащее жениху, вводящему обрученную женщину в свое владение. Передача кольца именно под свадебным балдахином, а не в помещении или под открытым небом называется кидушин ("освящение" или "посвящение женщины мужчине"). Перед передачей кольца женщине произносят два благословения: "...сотворивший плод виноградной лозы" и "...освятивший нас Своими заповедями, и повелевший нам отстраняться от запрещенных браков, указанных в Торе, и не позволяющий нам жениться на обрученных женщинах, и разрешающий заключать браки через хупу и кидушин. Благословен Ты, Бог, освящающий народ Израиля посредством хупы и кидушин". После передачи кольца зачитывается брачный договор (ктуба), в котором перечислены обязанности мужа по отношению к жене, указанные в Торе, и те, которые он добровольно принимает на себя, а затем произносят семь благословений, адресованных молодой супружеской паре.
   В древние времена между обручением и переходом жены в дом мужа, как правило, проходило около года. Это было связано с тем, что мужчина считал своей обязанностью заранее приготовить дом и приобрести все необходимое. После обручения женщина считалась замужней, но взаимные имущественные обязательства вступали в силу с момента перехода женщины в дом мужа. Начиная с XVI в. большинство авторитетов Торы запретили разделять обручение и введение женщины в дом и потребовали, чтобы оба эти элемента заключения брака были совмещены по времени. Тогда в жизнь прочно вошел обычай выделять пространство, как бы принадлежащее жениху, обозначая его свадебным балдахином, и под ним передавать обручальное кольцо.
   Радоваться самому и веселить жениха и невесту во время праздничной трапезы - религиозная обязанность любого еврея. Веселье в день заключения брака не знает границ, являясь земным отражением той радости, которая рождается на небесах, когда мужчина находит свою пару. Во время благословения после еды произносят: "Благословен Всесильный, в Чьих чертогах веселье, и мы ели Его пищу". В торжественные и радостные моменты жизни всегда появляется вино. С благословения на вино начинается и свадебная церемония: после произнесения благословения на вино и благословения, свидетельствующего о заповедях, определивших правило заключения брака, жених и невеста отпивают немного из бокала, и только вслед за этим жених передает кольцо. Жених и невеста отпивают немного вина и после того, как звучат семь благословений новой паре. Со времени разрушения Храма и трагедии поражения восстания Бар-Кохбы мудрецы ввели ограничения, цель которых даже в самые радостные моменты напоминать о величайших трагедиях еврейского народа, последствия которых остро ощущаются до сих пор. В прошлом жених брал немного пепла и посыпал им голову, позднее распространился обычай сразу же после произнесения семи благословений разбивать какой-либо дорогой сосуд. Так поступал один из мудрецов Талмуда рав Аши: когда веселье на праздничном пиру в его доме достигало пика, он брал дорогой сосуд и разбивал его, чтобы привлечь внимание собравшихся и подчеркнуть, что до тех пор, пока не будет восстановлен Храм и не прекратится изгнание, еврею запрещено доводить радость и веселье до их предела (зехер лахурбан). (Запреты, относящиеся к заключению брака с родственниками, приведены в 18-й и 20-й главах книги Ваикра.)
   После произнесения своего заявления ("Вот ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля") жених надевает кольцо на указательный палец невесты. Использование кольца как подарка, посредством передачи которого заключается брак, - обычай, возникший в послеталмудический период. Само заявление жениха при передаче кольца в той форме, в которой оно произносится в наши дни, существует по крайней мере 2000 лет. Его составители, вне всякого сомнения, хотели, чтобы при произнесении этих важных слов в столь торжественный момент прозвучало не только желание заключить брак и ввести в свой дом жену, но и заявление о том, что жизнь новой семьи будет во всем подчинена закону, переданному Моше с горы Синай, и традиции еврейского народа, воплотившего Божественные повеления в жизнь и выработавшего правила и обычаи, определяющие особенность еврейской семьи и общины.
   Чтение обязательств мужа перед женой, которые он заранее записал при свидетелях, скрепивших документ своими подписями, принято читать сразу же после передачи кольца, после того, как жених разбил какой-либо сосуд, и после первых поздравлений молодой паре. Обязанность составлять документ (ктубаь), свидетельствующий о принятых мужем обязательствах, которые записаны в Торе или принимаются им добровольно, и передавать его жене с тем, чтобы она хранила его в своем владении, была введена Шимоном бен Шетахом в I в. до н.э. Основная цель этого документа - защитить права женщины в том случае, если она овдовеет или если муж решит развестись с ней. Как правило, в ктубе говорится, что в такой-то и такой-то день в таком-то и таком-то месте жених (указывается его имя) пожелал сказать невесте (указывается ее имя) следующие слова: "Будь моей женой в соответствии с законом Моше и Израиля. Я буду работать для тебя, я буду уважать тебя. Я обеспечу тебя всем необходимым, как это положено мужьям из народа Израиля, которые работают для своих жен, уважают их, снабжают всем необходимым и живут с ними в правде". Далее указывается конкретная сумма денег, которую муж обязуется выплатить жене в случае развода. Минимальная сумма составляет 200 зуз для девушки, выходящей замуж в первый раз, и 100 зуз - в случае разведенной женщины или вдовы. Жених может по своему желанию назвать любую другую сумму. Далее содержится декларация об ответственности всем имуществом за выплату этой суммы в случае развода: "Все мое имущество, даже одежда на моих плечах, считается гарантией выплаты этой суммы (в случае развода)". После чтения ктубы произносят семь благословений. Четвертое и седьмое благословения гласят:
   "Благословен Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка Вселенной, Который создал человека по образу Своему, по образу подобия формы, принадлежащей Ему и приготовил ему из него же самого вечное строение. Благословен Ты, Бог, создающий человека!".
   "Благословен Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка Вселенной, Который создал радость и веселье, жениха и невесту, ликование и песню, удовольствие и приятность, любовь и братство, мир и дружбу. И пусть Бог, Всесильный наш, в ближайшем же будущем послышится в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос веселья и голос радости, голос жениха и голос невесты, голос веселья женихов под хупой и юношей на пиру, где они играют и поют. Благословен Ты, Бог, веселящий жениха с невестой!".
   "Нетрудно заметить, что благословения затрагивают темы всей еврейской истории, заставляя посмотреть назад и увидеть временную нить, тянущуюся от момента сотворения мира. Каждый новый дом в еврейском народе становится звеном в непрерывной цепи, связывающей прошлое и будущее, возникновение мира и мессианские времена" (Абрахамс).
   Моногамия. С точки зрения Торы, идеальным браком считается тот, при котором мужчина, выбрав себе жену, придерживается святого договора с ней всю жизнь и не ищет других женщин, чтобы ввести их в свой дом в дополнение к первой жене. Как рассказ о сотворении мира, так и рассказ о жизни праотцев подчеркивает стремление праведников к моногамному браку. Единственной причиной, которая может вынудить ввести в дом еще одну женщину, может служить бесплодие первой жены. В этом случае закон Торы предполагает, что первая жена должна дать согласие на заключение брака с еще одной женщиной. Пророки часто пользуются брачным договором как образом, с помощью которого они раскрывают многие черты взаимоотношений Всевышнего с еврейским народом, основанных на обязательствах, принятых сынами Израиля у горы Синай. Но говоря о браке, как о святом и возвышенном договоре, вне всякого сомнения, они имеют в виду лишь моногамный брак, заключенный в юные годы и хранимый на протяжении всей жизни. Количество полигамных браков начинает уменьшаться и в период возвращения из Вавилонского плена они исчезают полностью. Ранняя раввинская литература определяет законы семейной жизни исключительно для моногамного общества, рассматривая возможность заключения брака со второй женой как нечто практически невозможное или давно отжившее. Из 2 800 мудрецов, которые упоминаются в Талмуде, только один имел двух жен. В этом смысле интересен перевод книги Рут на арамейский язык, составленный в IV в. н. э. и, как многие ранние переводы, включающий в себя краткий комментарий, в котором поясняется отказ родственника покойного мужа Рут исполнить свою обязанность и жениться на бездетной вдове, чтобы исключить возможность перехода семейного земельного надела к другому колену: "Я не могу жениться на ней, потому что я уже женат, я не могу ввести в дом еще одну женщину, потому что это приведет к постоянным ссорам" (Таргум Рут, 4:6). Вне всякого сомнения, это замечание автора перевода неслучайно и отражает отношение еврейских общин к многоженству.
   Распространено ошибочное представление о том, что лишь в результате контакта с европейскими народами евреи отказались от многоженства. Элементарный анализ фактов доказывает, что моногамия стала нормой для всех еврейских общин задолго до распространения христианства. Следует отметить, что евангелия не останавливаются на проблеме полигамии и не касаются этой темы, кроме требования, предъявляемого к духовным авторитетам, иметь только одну жену. Вплоть до времен Лютера двоеженство оставалось распространенным явлением в Западной Европе. В XIII в. моногамия оставалась лишь теорией, по крайней мере, для правящих классов. Церковь не смогла ввести моногамию среди своих новых прозелитов и в восточных странах.
  

Развод

Отличительные черты развода по законам Торы

   Формально мужчина имеет право написать разводное письмо и передать его своей жене в любой момент. Однако не все отношения между людьми, и особенно между супругами, укладываются в рамки формального закона. Формально правильный поступок может оказаться неправильным и даже отвратительным в глазах Всевышнего, если человек не обращает внимания на морально-нравственные нормы, не ориентируется на чувство любви и сострадания, не думает о необходимости дать возможность своим детям расти в нормальной семье. Право развестись рассматривается как возможность, которой нужно пользоваться лишь в крайнем случае, когда возникают обстоятельства, которые не позволяют продолжать совместную жизнь.
   В I в. до н. э. между двумя ведущими школами мудрецов возник принципиальный спор о том, какие причины могут быть оправданием для развода. Ученики школы одного из величайших авторитетов Торы всех времен Шамая считали, что причиной для развода может стать лишь легкомысленное поведение жены, которое заставляет мужа подозревать, что она изменяет ему. Ученики hилеля, главы Санhедрина, считали, что любое недовольство мужа ведением домашнего хозяйства и даже приготовлением пищи может быть оправданием для развода. (Сектанты, отколовшиеся от иудаизма, такие как ессеи и саддукеи, считали, что мужу запрещено жениться до тех пор, пока жива жена, с которой он развелся. То же правило, как полагали они, действует и в отношениии женщины.) После разрушения Храма мудрецы постановили во всем придерживаться трактовки законов, которая передлагается школой hилеля.
   Отношение к разводу в нееврейском мире выработалось далеко не сразу. Но можно заметить, как с течением времени оно приближается к еврейской точке зрения на возможность и порядок разрыва брачного договора.
   Иудаизм никогда не отменял возможность развода как таковую, хотя отношение к разводу как мудрецов Торы, так и рядовых членов общины всегда было крайне отрицательным и расторжение брака не было распространенным явлением, а встречалось лишь как единичные, исключительные случаи. Это объясняется тем, что еврейская традиция придает браку элемент святости. У пророков можно встретить целый ряд замечаний, превозносящих брак и характеризующих развод как нечто отрицательное и даже неприятное для Всевышнего: "Ибо, кто ненавидит, прогоняет, - сказал Бог воинств. - Так берегите дух свой и не изменяйте" (Малахи, 2:16). "Если мужчина разводится с женой, даже жертвенник в Храме плачет", - говорит Талмуд. Мудрецы ввели целый ряд законов с целью воспрепятствовать возможному увеличению числа разводов. Так, например, постановление о том, что обязательство выплатить жене в случае развода определенную сумму денег вступает в силу с момента написания ктубы, ставит своей целью сделать развод для мужа проблематичным с финансовой точки зрения. С той же целью мудрецы обязали писать разводное письмо по строго определенным многочисленным правилам, которые требуют специального изучения. Разводное письмо, написанное в произвольной форме без учета того, что должен быть выбран определенный пергамент и использованы особые чернила, не признается еврейским судом. Муж, задумавший развестись с женой, был вынужден обращаться к профессиональному писцу, который мог выполнить свою работу, только получив разрешение еврейского суда данной общины. Для того, чтобы получить разрешение написать разводное письмо, муж должен был объяснить суду причину, по которой он собирается расторгнуть брак. Далеко не всегда он мог с легкостью сделать это. Мудрецы готовы были использовать любую возможность, чтобы отказать мужу в реализации своей привилегии. "Если возникает сомнение в том, из-за чего возникла ссора между супругами, не следует верить мужу, который утверждает, что разрыв нормальных отношений был спровоцирован женой, т.к. женщины, в подавляющем большинстве, любят мир и спокойствие в своем доме" ("Шулхан Арух").
   Отличительные черты развода по законам Торы
   (а) Теоретически право развестись полностью отдано в руки мужа. Если жена отличается нескромным поведением, то муж обязан развестись с ней. Супружеская измена рассматривается не только как преступление по отношению к своей семье, но и как посягательство на мировой Божественный порядок. Развод считается обязательным также в том случае, если человек вступил в брак, запрещенный законом Торы (брак, заключенный с близкими родственниками, не требует развода, т.к. он считается изначально недействительным). В нескольких случаях Тора запрещает мужу разводиться с женой (Дварим, 22:19,29). Однако может возникнуть ситуация, при которой женщине разрешается обратиться в суд, чтобы тот вынудил ее мужа написать разводное письмо: например, когда мужчина занят недостойным делом. Мудрецы на протяжении нескольких столетий прикладывали значительные усилия для того, чтобы разработать постановления, обеспечивающие равные права женщинам. В 1000 г. рабейну Гершом вынес постановление, обязательное в настоящее время для всего ашкеназского еврейства, которое запрещает передавать женщине разводное письмо против ее воли во всех случаях, кроме супружеской измены. Рамбам пишет: Если женщина говорит: "Мой муж отвратителен мне, и я отказываюсь жить с ним", мужчина должен написать разводное письмо, потому что жена не может быть приравнена к пленннице, которая лишена поступать в соответствии со своим желанием.
   Такие ограничения прав мужчины произвести развод по своему усмотрению являются существенными только в тех местах, где еврейский суд обладает достаточной силой претворить в жизнь свои решения. После того, как понижение авторитета суда стало повсеместным явлением, возник целый ряд трудностей в вопросах развода и проведения обряда халицы. Наиболее распространенной и серьезной проблемой является проблема агунот (женщин, чьи мужья пропали без вести). Женщина, оказавшаяся в подобном положении, не может выйти замуж до тех пор, пока не найдется хотя бы одного свидетеля смерти ее мужа. Проблема агунот превратилась в оружие противников традиционного иудаизма, которые не хотят признать, что этот закон служит для предотвращения повторного брака, когда первый муж жив и может вернуться через несколько лет.
   (б) Мудрецы Торы, введя целый ряд постановлений, ограничивающих формальное право мужчины по собственному желанию развестись с женой в любой момент и без объяснения причин, сделали развод возможным только по обоюдному согласию сторон. Как брак заключается по обоюдному согласию, так и развод может быть произведен только при согласии обеих сторон. Английский закон относится к разводу несколько иначе. Даже если обе стороны согласны расторгнуть брак, этого не достаточно. Для того, чтобы произвести развод, необходимо получить согласие королевской комиссии, а в некоторых случаях возможно вмешательство королевского прокурора, который может запретить расторжение брака исключительно своей властью.
   Необходимо добавить, что число разводов в еврейской среде всегда было невелико. Например, в 1933 г. в Англии было заключено 2549 браков в соответствии с еврейским законом и произведено 40 разводов.
   (в) Одной из особенностей развода в еврейском законе, отличающей его от всех законодательств мира, является запрет для женщины, с которой муж развелся, заподозрив ее в измене, выйти замуж за того мужчину, на которого пало подозрение, что именно с ним она изменяла мужу. Если по каким-либо причинам такой брак был заключен, он должен быть расторгнут, как только суд убедится в том, что ранее имел место развод, причиной которого были подозрения мужа в измене жены. Один из деятелей англиканской церкви, сетуя на то, что развод и второй брак часто становятся прикрытием для женщины, которая изменяла своему мужу, сказал: "Мне бы хотелось, чтобы существовал закон, запрещающий мужчине жениться на той женщине, которая изменяла с ним своему бывшему мужу" (У. Р. Индж).
  

Положение женщины в иудаизме

   Многие исследователи допускают грубые ошибки, анализируя положение еврейской женщины в древности. "Вне всякого сомнения, женщина находилась на положении рабыни, полностью отданной во власть господина". Так утверждает Encyclopaedia of Religion and Ethics. Опираясь на сотни примеров, можно доказать, что такая оценка далека от объективной. Всевышний создал мужчину и женщину по Своему подобию (Брейшит, 1:27). Следовательно, как и мужчина, женщина несет в себе Божественный образ, и на них обоих возложена обязанность покорить землю и владеть ею. Следует вспомнить о той роли, которую сыграли праматери в становлении еврейского народа. Мирьям, сестра Моше, названа среди трех руководителей еврейского народа, избавивших его от египетского рабства (Миха, 6:4). Двора была судьей Израиля и руководителем народа, возглавив его в период национально-освободительной войны. Хульда обладала пророческим даром и сыграла важную роль в поздний период Первого Храма. Царица Александра управляла государством в период Второго Храма. В Мишлей, гл. 31 приведен гимн женщине, и всякий, кто знакомится с высоким слогом этого стиха, воспевающего жену и мать, понимает, что еврейский ребенок никогда бы не обратился к своей матери со словами, подобными тем, которые произнес Телемах, сын Одиссея: "Иди в свои покои и займись домашними делами. Произносить речи - дело мужчин и мое - в первую очередь, ибо мне принадлежит власть в этом доме".
   Имущественные права женщины были четко определены в период Талмуда. "Юридические права еврейской женщины в древнем мире можно сравнить с теми преимуществами, которыми она обладает в современном цивилизованном обществе" (Дж. Ф. Мур). "Еврейские жены обладали большими правами на владение имуществом, чем английские женщины до самого недавнего времени" (Абрахамс). Еще более сильным доказательством равноправия женщины в еврейском доме служит тот факт, что обязанность проявлять гостеприимство в равной степени распространяется и на мужчину и на женщину. Еврейские мудрецы всегда подчеркивали незаменимое духовное влияние женщин и требовали от мужей бережного отношения к женам: "Люби жену как самого себя и оказывай ей уважение в большей степени, чем себе. Не заставляй женщину плакать, потому что Всевышний внимателен к ее слезам. Сыны Израиля были избавлены из египетского рабства благодаря добродетельности женщин. Тот, кто находит добродетельную жену, приравнивается к тому, кто исполнил все заповеди Торы" (Талмуд).
   Разница между реальным положением женщины в еврейском и нееврейском доме мгновенно проявляется, как только поднимается вопрос, можно ли бить женщину. Рабейну Там, внук Раши сказал: "Ничего подобного не было среди сынов Израиля". Примерно те же слова произнес раби Меир из Ротенбурга. "Шулхан Арух" предписывает еврейскому суду строжайшим образом наказывать всякого, кто поднимает руку на женщину, и исключить его из общины. Если эти меры не возымеют действия, следует обязать его написать разводное письмо и выполнить все те обязательства, которые указаны в ктубе. Один из величайших нееврейских авторитетов средних веков Дж. Коултон писал: "Избиение женщин было привычным делом и напрямую разрешалось властями многих городов". В Англии вплоть до XV в. "избиение женщин было признанным правом мужчины, и без всякого стеснения высшие и низшие классы пользовались им" (Дж. М. Тревильян).
   "Гетто встречало царицу субботу радостной песнью и праздничной трапезой и провожало ее, зажигая свечу и поднимая бокал вина, вдыхая благовония и произнося торжественные гимны. Все это происходило в то время, когда в нееврейских домах то здесь, то там раздавались крики и стоны избиваемых женщин. Никогда еврей не поднимал руку на свою жену. Евреи оставались избранным народом даже в самом тяжелом положении, и никакие бури не могли ожесточить их сердца и разрушить крепкие семейные узы и добрые отношения между всеми членами семьи" (И. Зангвиль).
Продолжение